Светлана Николаевна Сацердова
педагог-психолог

Советы родителям будущего первоклассника
«Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется»
Януш Корчак

Когда разговариваешь с родителями пяти-шестилетних детей, очень часто слышишь: он у нас все уже умеет, читает-считает, занимается английским языком, замечательно рисует, занял первое место в соревнованиях по плаванью, уже три года занимается тхэквондо… Ну, конечно, он будет хорошо учиться, преодолеет все нагрузки, справится со всеми препятствиями! А некоторые особенности поведения… Что, любит быть первым? И правильно! Кому же лучший кусок, как не ему?! Не убирает за собой игрушки? Да ладно, бабушка-то на что? Делает только то, что нравится? Ничего, пойдет в школу – там его и приучат к порядку!

Вот с этого места давайте подробней. Уж слишком горькими бывают родительское разочарование и досада, когда всего через несколько недель после начала учебы в школе ребенок становится раздражительным, плаксивым, жалуется на учительницу и  одноклассников, а то и просто объявляет, что завтра в школу не пойдет. Откуда корни этих проблем? Попробуем разобраться.
Как показывают наблюдения, большая часть школьных трудностей тесно связана с особенностями раннего развития ребенка и состоянием его здоровья. Большинство родителей на вопрос «Как рос и развивался ваш ребенок?» ответит «Нормально!». А в это «нормально» могут входить болезни мамы в период беременности, осложнения в родах, тяжелые заболевания в первые три года жизни ребенка, травмы, семейные скандалы и многое другое. Запас физических и психических сил у такого ребенка невелик. В школе  он будет  быстро утомляться, работоспособность его будет снижена, и учебная нагрузка может оказаться непосильной. Этим детям необходим щадящий режим. Не надо загружать их музыкальной школой три раза в неделю и секцией самбо по выходным! Нельзя оставлять на продленке до семи часов вечера! Таким детям вторую половину дня желательно проводить дома – это позволит снять психологическую нагрузку. Им необходимы дневной сон, ежедневные прогулки на воздухе, полноценное питание, достаточный по продолжительности ночной сон (10-11 часов). 

Когда начинать готовить ребенка к школе? Чему и как учить? Единого рецепта нет: с одним дошкольником нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, четвертого, наоборот, приучать к усидчивости. Ясно одно: весь период дошкольного детства, со всеми его особенностями, - это и есть время интенсивной подготовки к школе. Поэтому как бы вы ни устали, чем бы ни были заняты, найдите время пообщаться со своим малышом, ответить на его вопросы, расспросить о радостях и обидах, сделать что-нибудь вместе. Чаще задавайте ребенку разнообразные вопросы и отвечайте на все его «Почему?» и «Зачем?». Так будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь, накапливаться опыт наблюдения и анализа. Если вы обнаружили, что речь вашего ребенка недостаточно хорошо развита, беден словарный запас, он неправильно строит предложения и плохо различает звуки, нужно немедленно увеличить разговорную часть вашего общения и обязательно обратиться к логопеду!

Развитие речи тесно связано с движениями пальцев рук, а хорошо развитая ручная умелость – это хороший фундамент при обучении письму. В повседневной жизни эти навыки хорошо развиваются при застегивании и расстегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков. Но, по моим наблюдениям, у современных детей такой тренировки нет: липучки и кнопки в детской одежде и обуви почти полностью вытеснили пуговицы и шнурки. Более того, нетерпеливый родитель сам все застегнет-расстегнет, лишь бы побыстрей одеть свое чадо: некогда! Значит, необходима специальная тренировка: штриховка, раскрашивание, лепка, вышивание, вязание. 

Что еще важно? Пространственное восприятие: верх, низ, справа, слева, впереди, сзади. Здесь помогут игры с мячом, только не забывайте проговаривать: бросим вправо, бросим влево, а теперь кинь мне правой рукой, а я тебе левой. Не сердитесь, не нервничайте, если ребенок путается. Терпеливо тренируйте малыша, и результат обязательно будет. 
Для развития мышления ребенка подойдут задания различных типов, например, «Какой рисунок не подходит к остальным?», «Назови одним словом нарисованные предметы», «Посмотри, из каких фигур и в какой последовательности составлена цепочка, и постарайся дорисовать ряд». Таких заданий много в развивающих книжках и журналах, дети очень любят их выполнять.
Не забудем еще один важный показатель готовности к школе. Это сфера личностного развития ребенка. Она включает три области жизненных отношений: отношения с окружающими взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, отношение к самому себе. Внимательно понаблюдайте за своим ребенком: в транспорте, в кафе, в поликлинике, на улице, - чувствует ли он дистанцию между собой и посторонними взрослыми, может подчиниться их разумным требованиям? Есть дети, которые громко кричат (можно даже сказать – орут), носятся по помещению, всюду лезут и все хватают без разрешения взрослых. Находиться с ними рядом неприятно. Мама с папой стоят тут же и радуются непосредственности и раскованности ребенка. Это не непосредственность, а недостаточное развитие: ребенок не научен еще жить по правилам, а в школе взаимодействие ученика и учителя регламентируется именно такими правилами. Пока не поздно, - учите ребенка уважительно относиться к членам своей семьи, к друзьям родителей, к посторонним взрослым. Обращение к взрослому человеку «на Вы» и по имени-отчеству должно стать естественным для старшего дошкольника. 

Особенности общения ребенка со сверстниками вы увидите в любой игре по правилам, если в нее играют двое или больше игроков. Обратите внимание: легко ли ребенок устанавливает контакты, считается ли с мнением других детей, умеет ли играть по правилам. Если ребенок требует все игрушки себе, непременно хочет быть «главным», не признает правил, дуется, злится, бежит жаловаться – у такого ребенка, без сомнения, будут сложности в общении с одноклассниками.
Нужно ли водить дошкольника в специальные группы подготовки к школе? Думаю, да. Ребенок приучается к систематическим учебным занятиям, приобретает опыт общения с посторонним взрослым в учебной ситуации, у него формируются навыки групповой работы. 
Можно ли отдавать в первый класс дошкольника, которому еще не исполнилось семи лет? Думаю, не стоит. Опыт показывает, что школьная успешность такого ребенка – при недостаточной психофизической готовности к обучению – достигается слишком высокой ценой: чрезмерным напряжением, переутомлением, поведенческими расстройствами.  Хотя каждый случай требует индивидуального рассмотрения.

В заключение необходимо сказать еще об одной стороне готовности к школе, о которой со специалистами говорят очень неохотно. Это психическое здоровье ребенка. Дети, которым школьный режим явно не по силам, видны уже с первых дней. Беспокойные или вялые, плаксивые или без конца смеющиеся, они очень быстро устают, ложатся на парту, или ходят по классу, не обращая внимания на учителя, не могут овладеть навыками счета, чтения, письма, мешают другим ученикам. Большинство этих детей не справляются с учебными нагрузками не только в первом классе, но и на протяжении всех лет обучения в школе. Подобные нарушения нервно-психического здоровья относятся к категории так называемых пограничных расстройств. В дошкольном возрасте они могут проявляться возбудимостью, немотивированной агрессией, нарушениями сна, быстрой утомляемостью, энурезом, заиканием. Если вы наблюдаете у своего ребенка хотя бы некоторые из этих нарушений, совершенно необходимо обратиться к специалисту (детскому психологу, неврологу, психоневрологу) и провести курс лечения еще до школы.
И последний совет: размышляйте о том, как растет и чему учится ваш ребенок, советуйтесь с друзьями, прислушивайтесь к мнению значимых для вас людей, читайте специальную литературу.


Вот списочек книг, которые интересно, полезно и необходимо прочитать родителям дошкольников:
  1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать.
  2. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно?
  3. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Воспитание без ошибок. Книга для трудных родителей.
  4. Рассказов Д. Осторожно: дети! или Руководство по партнерской дисциплине ребенка.
  5. Рассказов Д. Осторожно: родители! или Руководство по партнерской дисциплине ребенка.
  6. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей.
  7. Шишова Т.Л. Подсказки для родителей. Чтобы ребенок не был трудным.

Дополнительную информацию на эту тему можно прочитать на моем сайте: