Ваулина Л.В.
педагог-психолог

Гиперактивные дети

Рекомендации для родителей

Уважаемые родители, сегодня у нас пойдёт разговор о детях, доставляющих много проблем и беспокойства, как родителям, так и учителям. Речь о так называемых гиперактивных детях.  

Портрет типичного гиперактивного ребенка:

1.    Первое, что бросается в глаза – это высокая двигательная активность.

  • Находится в постоянном движении
  • Ерзает на месте
  • Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, качает ногой, забирается куда-либо)
  • Очень говорлив

2.    Вторая отличительная черта – недостаток или дефицит внимания.

  • Не может долго сосредоточиться на чем-то
  • Легко отвлекается
  • Начинает одно дело, не доводит его до конца, берётся за следующее, опять бросает
  • Не слышит, когда к нему обращаются
  • Теряет вещи
  • Избегает задач, которые требуют длительных умственных усилий и скучных (однообразных) заданий
  • Не записывает домашних заданий

3.  И, наконец, третья характерная особенность – импульсивность поведения, т.е. очень слабая саморегуляция

  • Не умеет подчиняться правилам
  • Отвечает до того, как его спросят
  • Выкрикивает с места на уроках
  • Тянет руку первым, а потом не может ответить
  • Перебивает взрослых
  • Не может дождаться своей очереди  играх с детьми, на занятиях

                Меняется ли поведение такого ребёнка с возрастом?
К подростковому возрасту снижается двигательная активность, внешне ребёнок выглядит более спокойным. Однако импульсивность и дефицит внимания сохраняются почти у 70% подростков и 50 % взрослых. Надо отметить, что гиперактивных мальчиков больше в 4-5 раз больше, чем девочек. Гиперактивностью страдают почти 10 % малышей.
                При этом интеллект сохранен. Часть гиперактивных детей имеет очень хорошие показатели умственного развития, но из-за неспособности держать внимание, низкого самоконтроля эти дети учатся хуже, чем могли бы. В идеале такие дети должны учиться в классах малой наполняемости по 10-15 уч-ся.
   
           Очень часто и среди родителей и среди педагогов бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь «поведенческая проблема» -  либо неумелое воспитание родителей, либо ребёнок просто распущен.
    Некоторые родители таких детей испытывают чувство вины за своего ребенка. Другие 
вообще в полной растерянности, не знают, что делать, часто у них опускаются руки. Часть родителей злятся на своих детей, думая, что те их специально «достают», начинают его постоянно наказывать, кричат, бьют. 
    Необходимо знать и помнить, что гиперактивность или СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – это диагноз, который ставится  после диагностики работы головного мозга. Как правило, в основе гиперактивности лежит ММД (минимальная мозговая дисфункция), которая возникает в результате патологии беременности, родовой травмы, а иногда из-за генетической предрасположенности. 
    Поэтому есть 2 аспекта этой проблемы -  медицинский и психолого-педагогический.
Таким детям необходима медикаментозная терапия или другие методы воздействия на работу головного мозга. Но даже самая лучшая медицинская помощь окажется неэффективной без правильного понимания того, что происходит с ребёнком и правильного отношения к нему.

Основные правила общения и воспитания гиперактивных детей.

1.    Спокойствие и только спокойствие.
Необходимо помнить, что ребёнок не виноват, что он такой. Постоянные наказания, замечания, окрики не только не помогут сделать из него спокойного, послушного ребёнка, а в большинстве случаев даже ухудшат ситуацию.

  • Нужно стараться говорить спокойным тоном, мягко, исключив как крики и приказы, так и восторги и сюсюканья. Эти крайности только усугубят состояние ребёнка. Будучи очень чувствительными и восприимчивыми такие дети присоединяются, как бы заражаются эмоциями. Они его захлёстывают и мешают успешным действиям.
  • Избегать резких запретов, начинающихся со слов «нет», «нельзя». Импульсивность  этих детей толкает их на непослушание и агрессию. Лучше дать ребёнку выбор.

Например,
Если он носится по комнате, можно предложить ему на выбор 2-3 занятия:
 - посмотреть интересный мультфильм
 - послушать книжку
Если громко кричит – предложите ему спеть вместе с вами песню
Если швыряется игрушками, вещами – предложите игры с водой (в тазике, в ванной)
 «Клубок ниток»
 Очень полезные расслабляющие и успокаивающие занятия.

  • Гиперактивные дети не могут по команде быстро переключаться с одной деятельности на другую. Их нужно заранее предупредить – «через 10 минут тебе надо заняться уроками». По возможности использовать таймер или будильник.
  • Учиться правильно давать инструкции гиперактивным детям. Если мы хотим, чтобы такой ребёнок нас услышал, нужно, чтобы обращение было четкое, ясное и содержало не более 8-10 слов. Иначе ребёнок нас просто не услышит. Не нужно давать сразу несколько заданий типа «Иди умойся, почисти зубы, собери ранец, не забудь положить дневник, потом позавтракай» и т. д. Указания нужно давать последовательно, отслеживая , чтобы было выполнено предыдущее задание.

2.    Разумность требований и ограниченность нагрузок.

  • Часто гиперактивные дети обладают хорошими способностями и родители, не обращая внимания на особенности поведения, стараются отдать своё чадо в престижную гимназию или лицей, либо требуют от ребёнка пятёрок по всем предметам. Это очень серьёзная ошибка. Я уже говорила, что работа мозга таких детей несовершенна и не выдерживает большого потока информации. Утомление наступает достаточно быстро, ребёнок начинает капризничать, отказывается учить уроки и даже ходить в школу. Ему просто тяжело выдерживать такие нагрузки, плохо ему и в эмоциональном плане, т.к. неудачи в учебе формируют неуверенность в себе, низкую самооценку.

         По этой же причине нельзя загружать ребёнка множеством кружков и секций. 
         Необходимо заранее познакомиться с тренером, посмотреть, как проходит занятие.
         Гиперактивным детям не рекомендуются  командные виды спорта (футбол, баскетбол).
         Лучше выбрать плавание, бег, теннис.

  • Необходимо помнить, что поскольку гиперактивные дети очень восприимчивы и утомляемы, им противопоказаны перевозбуждение, длительное пребывание в местах большого скопления людей. Нельзя планировать на выходной день посещение зоопарка, театра, выезд в гости. Это будет чересчур много. Даже к себе в гости старайтесь не приглашать много гостей – ребенка будет трудно уложить спать.

3.    Определение границ дозволенного.  

  • Родители обязательно должны объяснить ребёнку, почему что-то ему категорически запрещается делать. Запретов должно быть немного- 5-6, но они должны выполняться обязательно. Формулироваться запреты должны четко, ясно и коротко («нельзя гулять одному», «нельзя брать спички», «нельзя открывать дверь незнакомым людям»). Список запретов нужно повесить в уголке ребёнка. 
  • Наказания тоже нужно проговорить с ребёнком. Наказания должны быть обязательно адекватны проступку.

4.    Чаще хвалите. Но искренне. Гиперактивные дети так устроены, что они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но отзывчивы к похвалам. Похвалить можно за выученный стих, аккуратно написанное упражнение,  почищенные ботинки, помощь по хозяйству, даже за то, что спокойно посидел 20 минут. 
Как детям необходимы эти поглаживания и в переносном и в прямом смысле! Погладьте по голове, обнимите. Всё это важно для формирования уверенности в себе, позитивной самооценки.
            Как часто нам, психологам, приходится слышать от гиперактивных подростков 
         (6-7 кл.), что никто их не любит, все хотят от них избавиться и т.д.

5.    Необходимость  Режима дня. Написать, повесить на видном месте. Программирует ребёнка на определенную последовательность действий. Способствует организации 
жизни. Противопоказаны  длительный просмотр ТВ, компьютер.